Библиотека

    «Канонизированнные Православные Исповедники и Новомученики за Христову веру в ХХ веке из Тверской Карелии». В.Депутатов

  В начале прошу прощения за "вольное", на взгляд некоторых критиков, использования термина "Тверская Карелия", т.к. такого региона нет ни на одной географической карте.
  Но с другой стороны, нельзя упрекать Федора Глинку впервые применившего эту терминологию, т.к. реально существует район компактного проживания карел в Тверской области, имеющих кроме того свои языковые и культурные особенности. Известно, что одной из главных причин миграции карел в центр России была опасность насильственной лютеранизации карел в конце 16 и начале 17 вв.
Принято считать, что православие среди карел пришло в результате одного из походов в 1227 г. под предводительством новгородского князя Ярослава Всеволодовича, отца святого благоверного князя Александра Невского, закончился мирным массовым крещением простых карел: "...того же лета князь Ярослав Всеволодович, послав, крести множество корел, мало не все люди". Считается что этот акт формально и закрепил фактическое принятие христианства карелами.
Карелы с удовлетворением отмечали терпимость православной церкви к народным обычаям. Характерно что, до нашего времени в среде карел сохранились знаменитые руны "Калевалы". Э. Лёнрот смог собрать их только в среде православных карел. В своих воспоминаниях он пишет, что за исполнение рун на территории лютеранской Финляндии можно было попасть в тюрьму. Православие у карел не только преодолело остатки язычества, но и закалилось в борьбе с угрозой католицизма и лютеранства.
Хотя некоторые проявления язычества сохранились до настоящего времени, например, праздник Кегрипяйвя у Тверских карел, мало того в языке карел имя языческих божеств стали просто нейтральными словами, например языческий праотец, старец и тучедержатель Ukko k которому карелы и финны обращались : "Боже вышний, Укко, ты отец небесный, тучам повелитель, царь над облаками! Рассуди ты в тучах, пореши ты в небе и пошли с востока тучу дождевую, подними другую с северо-востока, с запада иную, и иную с юга, окропи с них медом поднявшийся колос шумящие нивы" стал просто в карельской лексике стариком, жена же его Акка, потеряв языческое значение - старухой. 13 век в северо-западном Приладожье характеризуется мощной экспансией шведского государства.
После захвата Швецией Финляндии и с целью полностью включить захваченные территории в состав шведского государства, надо было не только захватить землю, но и завоевать души людей населявших их. Шведы в то время были католиками. Католическая церковь начинает борьбу с православием. На захваченных землях неоднократно происходили восстания против шведских захватчиков и западной церкви.
Наиболее крупное было 1237 г. Восстание было жестоко подавлено, а часть православных уже тогда бежала на русскую территорию. В 14 веке папа Климент VI даже издает специально шесть булл с призывами к различным католическим странам об организации крестового похода против "русских и защищаемых ими карел и ижорцев". В начале 17 века, после столбовского договора, когда Корельский и Ореховецкий уезды полностью перешли под юрисдикцию Швеции гнет и насилие стали невыносимы.
Началось массовое переселение карел в Россию. Король Швеции Густав-Адольф в 1647 году издал указ предписывающий казнить карел схваченных по пути в Россию. Даже перспектива смерти по дороге в Россию, и душевная боль при расставании с могилами предков не смогли сдержать православных карел в условиях угрожающей им латинизации и евангелизации.

Уважаемый читатель скажет: "Лукавит автор настоящего материала, ведь были и другие причины миграции карел в Россию".
Не буду спорить, другой важной причиной переселения карел в Россию были тяжкие поборы которыми обложили карел шведские наместники, но этот гнет одинаково касался и православных карел и уже принявших протестанство но вот только в Тверской Карелии, где я родился и вырос протестантов среди карел я не встречал. И с другой стороны гнет новогородцев был не менее тяжек.
Остается основной причиной оставления насиженных мест - стремление сохранить веру отцов и дедов.


                            © Светлана Мартынова 2009 -                                                                                                                 Дизайн Lemur





Hosted by uCoz