Ветви древа / Мазалецкие
  История рода       Древо       Роспись       Документы       Дневник поисков    
     - Оперсводки первых дней войны, относящиеся к 204 стр. полку, где служил мой дедушка- Мазалецкий Дмитрий Иванович.



Ямщики
подпись к фото


Как я уже писала, наши предки на протяжении как минимум 2 веков были ямщиками.
Что же скрывается под этим довольно известным словом?

Ямщики - служилые люди на яму (Ям- станция на дорогах). Они исполняли почтовые услуги.
В их обязанности входила гоньба на СВОИХ лошадях.

В России уже в XV в. правительство возлагало на население Почтовую повинность, в XVII в. был учрежден для заведования Почтой "Ямской приказ".
Ямщики - это было некая отдельная категория граждан- они были людьми государственными, освобожденными от подушного и других налогов.
Еще Иван IV указом 1556 г. освободил ямщиков от всех земских повинностей: «в городу каменя и извести и лесу возить и города и острогу делать и мостов мостить, и с посадскими и с уездными людьми ни в какие подати тянуть и никакого изделия делать ямщикам не велено».
По рекомендации Д. М. Пожарского, это положение было подтверждено указом 1619 г.

В зависимости от величины города менялось количество ямщиков.
А в крупных городах создавались целые Ямские слободы на 10-50 дворов.
Например в Москве в конце XVI века уже было не меньше 6 слобод.
В Вологде еще со времен Ивана Грозного (со второй половины XVI века) имелись две ямские слободы.
Одна находилась на Московской дороге, другая на Кирилловской.
И вот именно в этой Московской Ямской слободе и жили наши предки.
В состав слободы входило несколько деревень и пустошей, среди них д.Горка и д.Полянка.

Ямская земля делилась на несколько частей: 1) земли под ямской приезжий двор и под слободу; 2) пашни, луга и лесные угодья; 3) ямских оброчных деревень — поселений, жители которых гоньбу не держали, но были обязаны снабжать ямщиков хлебом и сеном.
Каждая слобода строила и содержала на мирские средства церковь, где хранились слободская казна и наиболее важные официальные документы. В церкви приводили к присяге должностных лиц. По большим праздникам здесь собирались слобожане, в церковной трапезной иногда устраивались торжественные пиры.
Наши деревни относились к «Михайло-Архангельской церкви в Московской Ямской слободе при реке Сограж».
Сначала она была деревянная, а в 1814-1819 годах ее перестроили и она стала каменная, одноэтажная, трехпрестольная. Церковь была разобрана в середине XX века, примерное её расположение – у пересечения Советского просп. с ул. Турундаевская.

В слободах на жаловании у государства жили ямщики.
Но это была не только их «зарплата». На эти деньги они должны были содержать лошадей для гоньбы и всякую другую «ямскую порядню».

Избы, в которых жили ямщики со своими семьями, чаще всего были курными, отапливаемыми по-черному печами без труб. Печь занимала пол-избы.
Даже в яркий солнечный день свет с трудом проникал сквозь малюсенькие оконца, затянутые мутным бычьим пузырем. Мебели в избе было мало: широкие лавки вдоль стен, да в красном углу под прокопченным ликом иконы большой стол. На полках по стенам расставлялась немудрящая глиняная и деревянная утварь. В длинные зимние вечера вся семья с обиралась вокруг стола, мастерили нужные для хозяйства вещи, рукодельничали, пряли. Потрескивала лучина в железном поставце, мигающим светом освещая эту картину.
Зимой вся семья спала на полатях под потолком.
К избе примыкал обширный двор, где содержались лошади, коровы, овцы, хранилась «гонебная рухлядь»: телеги, сани, хомуты. сбруя. Каждый ямской двор — своеобразная крепость. Мало ли какой люд бродит по проезжей дороге! От них и от диких зверей берегли рачительные хозяева свое добро.
В местах, где частые заносы и обильные снегопады, над дворами возводилась крыша.

Ямские слободы были самоуправляющимися административными единицами. Слобожане выбирали старосту, окладчиков, дававших ямщикам наряды на поездки, сотских, десятских и других должностных лиц.
Центром общественной жизни слободы была съезжая изба, в которой помещались канцелярия и небольшая тюрьма.
Работа слободского старосты и его помощников контролировалась объезжим головой — дворянином, назначенным Разрядным приказом.
Слободские дела решались сходами на братском дворе, который строился на общий счет обычно вблизи приходской церкви, причем трапезная церкви иногда также служила местом собрания, На братских дворах происходили выборы лиц, исполнявших различные службы. Здесь выбирали целовальников, раздававших ямщикам «государево жалованье» .

Своими силами жители крупных слобод и ямов строили избы для проезжающих. Это были довольно благоустроенные постоялые дворы, в них не брезговали останавливаться даже цари.

Каждая слобода имела свое тавро, которым метили лошадей, чаще всего это было просто пятно — круглая, квадратная или еще какая-нибудь геометрическая фигура. Но были клейма и более сложной формы.

Одновременно с развитием ямской гоньбы возникали промыслы для обеспечения ямщиков всем необходимым.
Иногда телеги, сани, кибитки, конскую упряжь гонщики мастерили сами, но обычно этим занимались умельцы в городских посадах — тележники, седельники и др.

Если посмотреть с одной стороны - то ямщики жили значительно лучше тяглого населения России. В свободное от гоньбы время они занимались всякими промыслами, извозом 2, торговлей. Поэтому крестьяне порой стремились попасть в число гонщиков.
Известны случаи, когда к наиболее крупным ямам и слободам приписывались целые деревни, население которых, кроме выполнения обязательных государственных повинностей, обеспечивало ямщиков хлебом, овсом, сеном.
Те из ямщиков, которым не платили прогонов, ежегодно получали от правительства под названием подмоги — д енежное жалованье. Иногда вместо денег из Москвы на ямы присылали сукно, кумач и другие нужные в хозяйстве товары.
Величина подмоги была различной в разных местах государства. Объяснялось это, в первую очередь, интенсивностью ямской гоньбы (самым напряженным в России был тракт Москва—Новгород—Псков), состоянием дорог (легким путем считалась дорога из Москвы в Казань) и стоимостью лошадиных кормов и пищи для людей.
В первой половине XVII в. большинство ямщиков получало на пай по 10—15 руб., гонявшим из Новгорода и Пскова выдавали по 25—30 руб. в год . По тем временам это были большие деньги:
Соборное уложение царя Алексея Михайловича в 1649 г. определило, что ямская лошадь стоит четыре рубля, а курица — восемь денег (четыре копейки) .

Но с другой стороны - благополучие в ямских слободах было видимое. Изматывала гоньба.
Нехватка людей на станах увеличивала разгоны.
Став государственным человеком, ямщик полностью зависел от правительства. А оно обращалось с ямщиками подчас хуже, чем помещик со своими крепостными.
И порой ямщики бросали гоньбу и бежали. Большинство селилось в посадах и оседало на помещичьих землях.
Правительство искало, строго наказывало беглых, и возвращало на место.
Штрафовали также и вотчинников, принявших бывших ямщиков. С них за это взимали штраф 10 руб.

подпись к фото
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...

А.С.Пушкин




                            © Светлана Мартынова 2009 -                                                                                                                 Дизайн Lemur




Hosted by uCoz